Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

В условиях экономического кризиса руководители предприятий и ИТ-директоры задаются вопросом, какими должны быть ключевые критерии эффективности информационных технологий (ИТ) и как улучшить эти характеристики. Оборудование и программное обеспечение требуют постоянных инвестиций, которые не всегда окупаются, поэтому эта проблема актуальна для многих организаций.

В 2013 году на конференции издательского дома «Открытые системы» было отмечено, что ИТ-менеджмент в России стал полноправным инструментом для решения бизнес-задач. Это соответствует глобальной тенденции, отмеченной в исследовании The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey. Согласно данным исследования, 70% руководителей продемонстрировали глубокое понимание важности управления IT-активами, а 31% планировало уделять больше внимания данному направлению.

Многие руководители боятся управлять постоянно растущей и совершенствующейся ИТ-инфраструктурой предприятия, так как этот процесс требует специальных знаний, привлечения сертифицированных специалистов и использования соответствующих технологий. Однако игнорирование этой стороны развития бизнеса может привести к серьезным последствиям, таким как использование нелицензионного программного обеспечения, что может привести к критическим сбоям в работе и конфликтам с правоохранительными органами. Кроме того, это может привести к потере и утечке важной для компании информации, неоправданно высоким расходам на IT-обеспечение, снижению эффективности бизнес-процессов и уменьшению скорости и качества коммуникации с деловыми партнерами и клиентами.

IT-активы – что это и как их правильно управлять?

IT-активы - это все, что необходимо для функционирования вашей IT-инфраструктуры, включая аппаратное и программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансовые ресурсы. Управление IT-активами очень важно для каждой организации, и оно должно быть адаптировано под конкретные потребности и ожидаемый результат.

Чтобы правильно управлять IT-активами, следует решить ряд задач, включающих в себя:

  • Инвентаризацию, чтобы получить комплексные результаты о состоянии вашей IT-инфраструктуры и ее компонентов;
  • Непрерывный мониторинг от приобретения до списания, чтобы учитывать действительные и недействительные лицензии, используемые и неиспользуемые активы и т.д.;
  • Анализ и разнесение затрат, чтобы определить ключевые точки расходов и бюджетов;
  • Создание прозрачной отчетности, чтобы иметь возможность сравнить свою себестоимость текущих закупок с рынком;
  • Оптимизация процесса закупок, стратегическое планирование и снижение затрат.

Весь процесс управления IT-активами должен быть автоматизирован с использованием модульных решений. Выбор зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.

Мировой опыт управления IT-активами собран в библиотеке IBPL, созданной Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (IAITAM). Кроме того, международные стандарты ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT и ITIL также могут служить ориентирами.

  • ISO/IEC 20000 - международный стандарт, устанавливающий требования к компаниям, оказывающим IT-услуги;
  • ISO/IEC 19770 - стандарт, позволяющий организовать бизнес-процессы на предприятии, используя только лицензионное ПО;
  • COBIT - стандарты, определяющие задачи информационных и смежных технологий, цели управления, объекты управления, определяющие IT-процессы и требования к ним;
  • ITIL - британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний.

Изучение теоретической базы по данному вопросу доступно при обучении на специальностях "ИТ-менеджмент". Хотя не каждый IT-директор предприятия или генеральный директор владеет такими знаниями, претворять передовые идеи управления IT в жизнь необходимо. Это гарантирует эффективность вашей IT-инфраструктуры и всего предприятия в целом.

Интеграция процессов управления ИТ-активами и процессами предоставляет компаниям значимые преимущества:

  • Повышение эффективности управления бюджетом;
  • Качественное стратегическое планирование;
  • Соответствие регулирующим требованиям;
  • Возмещение затрат и определение путей их снижения.

Каждая компания сталкивается с проблемами управления ИТ-активами. Некоторые справляются со своими задачами на своих силах, тогда как крупным холдингам необходима помощь профессионалов.

Рынок услуг по менеджменту в сфере информационных технологий оценивается как очень перспективный. В то время как общий рост рынка IT-услуг на территории России в 2015 году по данным IDC ожидается на удручающем уровне - долларовый сегмент сократится на 10%, услуги по менеджменту в сфере информационных технологий сохранят свой высокий спрос. Например, IDC подтверждает, что спрос на управление IT-активами не падал даже в кризисный 2008 год.

По мировым тенденциям, генеральный директор будет представлять основного внутреннего заказчика IT-сервисов в компаниях чаще, чем IT-директор.

Рейтинг IT-компаний России

Если вы ищете компанию, которая поможет вам управлять вашими IT-активами, то вы, вероятно, задумываетесь о том, как выбрать ту, которая обладает всесторонним знанием в области информационных технологий, имеет партнерские отношения с лучшими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также гарантирует конфиденциальность и защиту вашей информации. На рынке уже давно существуют и известны следующие крупные компании:

Компания КРОК возникла в 1992 году. Сегодня она занимает лидирующую позицию в сфере IT-системной интеграции на российском рынке, согласно данным IDC, удерживая 16,1% рынка. Кроме того, количество сотрудников в КРОК превышает 2 200 человек, и большинство из них - технические специалисты, обладающие вместе 4 400 профессиональными сертификатами. Благодаря постоянному сотрудничеству с более чем 200 производителями ПО и АО, компания создает комплексные решения, объединяющие в себе инфраструктуру и автоматизацию бизнес-процессов. Центры решений EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec, Dell, существующие в компании, дают возможность клиентам использовать новейшие технологии для решения своих бизнес-задач. В КРОК ежегодно реализуется более 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых значатся такие известные компании, как «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», X5 Retail Group N. V., «АШАН», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РЖД» и многие другие. В 2013 году оборот КРОК составил 27 млрд руб.

IBS была основана в 1992 году. Группа компаний IBS насчитывает более 10 000 сотрудников, которые работают по всему миру. Она безупречно занимает одну из первых позиций в чрезвычайно значимых отраслевых рейтингах. Кроме того, IBS сотрудничает с отечественными и западными поставщиками, которые производят программное и аппаратное обеспечение. В компании также имеется Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С.

IBS предлагает полный спектр услуг в области информационных технологий, включая разработку ПО и бизнес-приложений, консультационные услуги в сфере ИТ, ИТ-аутсорсинг. Среди клиентов компании находятся такие крупные организации, как Росатом, Газпром, Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и многие другие.

Консолидированный оборот компании в 2014 году составил порядка 903,6 млн. долларов.

Компания «Техносерв» была основана в 1992 году и уже много лет успешно занимается хранением и обработкой данных, мониторингом и построением ИТ-инфраструктуры, обеспечением информационной безопасности, а также ИТ-аутсорсингом и другими направлениями работы.

Компания имеет представительства в разных городах России и стран СНГ. Среди клиентов «Техносерва» такие крупные компании, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и многие другие.

За прошедший 2013 год компания «Техносерв» заняла одно из лидирующих мест в ТОП-3 рейтингов российских IT-компаний, составленных РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги», что свидетельствует о ее высокой репутации на рынке.

Количество сотрудников «Техносерва» превышает 2000 человек, а оборот за 2013 год составил 40,16 млрд рублей.

Название компании NVision стало знакомым на IT-рынке еще в 2001 году. За это время компания завоевала популярность благодаря широкому кругу предоставляемых ИТ-услуг. Она практикует консалтинг, разработку и внедрение бизнес-приложений, а также построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры.

На сегодняшний день у компании их офисы уже расположены в 20 представительствах на территории России, а также в 4 представительствах СНГ и Европы. Работая бок о бок со своими партнерами, число которых насчитывает более 100 крупнейших мировых поставщиков АО и ПО, NVision оказывает свои качественные услуги в области информационных технологий.

Одной из особых характеристик компании является ее команда, насчитывающая около 3 500 профессионалов, которые готовы обслужить 250 задачливых клиентов, включающих в себя такие гиганты, как "ВТБ", "Мобильные ТелеСистемы", "Альфа-Банк", Министерство энергетики РФ, "Высшая школа экономики", и многие другие. Ежегодно проходит более 5 000 проектов.

Компания отметила свои успехи в 2013 году, получив выручку в размере 39,4 млрд рублей. "Энвижн Груп" также занимает заслуженное 2-е место в рейтинге 2014 года, составленном ИД "Коммерсант" по предоставлению ИТ-услуг.

Группа компаний «Астерос», созданная в 1998 году, на сегодняшний день состоит из нескольких организаций, в том числе «КАБЕСТ», «Астерос Консалтинг» и «Астерос Лабс», и имеет представительства в России и других странах СНГ. Основными направлениями деятельности являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности (включая информационную), инженерных сетей, разработка и внедрение бизнес-приложений и ИТ-аутсорсинг. Компания имеет множество крупных клиентов, среди которых такие известные бренды, как «ВТБ», Сбербанк России, «Вертолеты России», РУСАЛ, РусГидро, «Северсталь», «ТНК-BP», «ВымпелКом», «МТС», МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России и ФТС РФ.

Количество специалистов в «Астерос» насчитывает более 1 700 человек. Компания была отмечена в рейтинге «Эксперт-400» в 2013 году, где заняла место среди крупнейших компаний России. Оборот «Астерос» за тот же год составил 19,7 миллиарда рублей.

Хотя все организации входящие в группу компаний «Астерос» заслуживают внимания, определить наиболее подходящий выбор можно только после анализа решений предложенных каждым из поставщиков услуг и их соответствия вашим требованиям.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *